Сын казённого крестьянина стал Главнокомандующим ВМФ СССР. На этом пути он преодолел множество испытаний, последним из которых стала отставка без права работать во флоте.
Он командовал флотом Советского Союза. Под его руководством морская авиация в тяжелейшие первые месяцы Великой Отечественной войны, когда сухопутные силы страны были вынуждены отступать, бомбила Берлин.
Ему обязана своим рождением система боевой готовности кораблей. А всё, что мы привыкли считать техническими достижениями современного российского флота, во многом наследие Кузнецова: атомные подводные лодки, корабли с ракетным оружием, большие и малые авианосцы.
И самое главное.
В роковую июньскую ночь 41 года Николай Герасимович Кузнецов в обход указаний руководства страны выпустил и отправил Черноморскому, Балтийскому и Северному флотам спасительный приказ отражать немецкие атаки. Пока захватчики бомбили мирно спящие аэродромы, пока в смятении были сухопутные силы, флот отражал первые удары.
Однако Кузнецову пришлось пережить изощрённые закулисные игры, опалу, суд чести, лишение званий, их возвращение, повторную утрату и в конечном итоге отставку без права работать во флоте. От его карьеры ничего не осталось.
Он мужественно встречал удары судьбы, находя опору в писательском труде. И, кажется, его самые знаменитые слова «Принимаю ответственность на себя» отражали не только смелость действовать в критической ситуации без указаний сверху, но и способность выдерживать неизбежное, сделав всё, что от тебя зависит.
Не претендуя на исчерпывающий обзор, делимся компиляцией примечательных фактов его жизни.
1. СИСТЕМА КУЗНЕЦОВА
В 29 лет Николай Кузнецов стал командиром крейсера, а в 31 – вывел свой корабль на первое место в Морских Силах СССР и стал самым молодым капитаном 1-го ранга всех морей мира.
В период службы на крейсере «Червона Украина» Кузнецов по-новому взглянул на систему готовности одиночного корабля и показал себя как талантливый аналитик.
Вместе с командой он исследовал и решил вопрос экстренного прогревания турбин. Их стали готовить готовить за 15-20 минут вместо прежних 4 часов.
Капитан Кузнецов проанализировал и довёл до высокой степени мастерства стрельбы при максимальной скорости движения корабля. Оценил он и тактическое преимущество так называемого первого залпа. В бою не всегда предоставляется возможность для повторного выстрела, поэтому команда крейсера оттачивала приёмы перехвата инициативы. Кроме того, Кузнецов стал активно и с умом использовать авиацию для корректировки огня.
Позднее новаторские практики «Червоной Украины» были приняты на всех флотах СССР.
«На флоте многие заговорили о методах организации боевой подготовки «по системе Кузнецова».
газета «Красный флот»
2. АРХИТЕКТОР ФЛОТА
34-летний Кузнецов стал самым молодым в стране наркомом и проявил себя в этой должности в полную силу.
На посту народного комиссара ВМФ СССР Кузнецов был инициатором открытия морских спецшкол и училищ, которые теперь мы знаем как Нахимовские.
Его усилиями была сохранена научно-педагогическая инженерная школа в Ленинграде. Более того, в нее вернули инженерный морской факультет. Научно-педагогическая инженерная школа в Николаевске была восстановлена как Военный инженерно-технический университет.
Таким образом, он обеспечил ВМФ полноценную подготовку кадров.
Под его руководством быстро началась реализация масштабных кораблестроительных проектов, развивались базы флота. Николай Герасимович полагал, что будущее за "сбалансированным флотом".
В 1941 г. по инициативе Кузнецова на флоте была создана рота особого назначения – первое водолазное специальное подразделение.
Ещё в 1946 году Кузнецов оценил, какие небывалые возможности для создания подводного океанского флота таит в себе ядерная энергия, и написал докладную записку Сталину с просьбой начать работу в этом направлении.
Заполнялись даже такие лакуны, которые на первый взгляд носили характер необязательных и представительских.
Так по указанию Кузнецова был установлен День Военно-Морского Флота СССР, учреждены флотоводческие ордена и медали Ушакова и Нахимова. При этом было решено, что лента ордена Ушакова повторит цвета Андреевского флага, а лента ордена Нахимова — георгиевские цвета.
Подобные символические вещи были призваны поднять моральных дух моряков, создать ритуалы преемственности и в конечном итоге оздоровить флот.
При Кузнецове учения стали не сезонными, а круглогодичными. По его указанию разрабатывались инструкции по приведению сил ВМФ в боевую готовность.
Зная о приближении войны, Кузнецов большое внимание уделял укреплению береговой и противовоздушной обороны флота, активизации разведки. Свою роль сыграла и система боевой готовности.
3. ПРИНИМАЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НА СЕБЯ
За несколько дней до начала войны Кузнецов приказал повысить боевую готовность флотов. Корабли приняли необходимые запасы, привели в порядок материальную часть, стояли в готовности к бою. Вечером перед началом войны они перешли на высшую степень готовности.
22 июня после докладов о немецком воздушном налёте на Севастополь Кузнецов понял, что война развязана. Без траты времени на согласование он передал флотам извещение о начале агрессии и приказал отражать удары противника всеми силами.
Это смелое решение стало свершением жизни наркома ВМФ. В историю вошли слова Кузнецова, произнесённые ранним утром в первый день Великой Отечественной войны: «Принимаю ответственность на себя».
Флот — единственный из всех видов вооруженных сил — встретил 22 июня 1941 года подготовленным. Ни один корабль, ни один самолёт морской авиации не были поражёны в этот день.
В том числе это обстоятельство помогло провести дерзкую операцию по бомбёжке Берлина с 7 августа по 5 сентября 1941 года.
В тяжёлое для страны время, когда сухопутные советские войска были вынуждены отступать, морская авиация обстреливала Берлин.
Экипаж майора В. И. Щелкунова у Ил-4. Летчики дальней морской авиации бомбили Берлин с острова Эзель в августе 1941 года.
Отдельного упоминания заслуживает Соловецкая школа юнг.
Подготовленные матросы требовались безотлагательно, и новобранцы, не видевшие моря и не знавшие корабельной техники, заменить их не могли.
В 1942 году по приказу наркома Кузнецова, открылась школа юнг Северного флота.
Школа трижды выпустила юных моряков, которые были подготовлены к работе боцманами, радистами, механиками, электриками, рулевыми. Часто 16–17-летние «соловчане» оказывались на своих судах чуть ли не самыми подготовленными и образованными.
Документальный фильм «Соловецкий меридиан», студия Поморфильм
4. ОПАЛЬНЫЙ АДМИРАЛ
Из-за склонности идти к цели, отсекая всё ненужное, и потому высказывать своё мнение открыто Кузнецов дважды попадал в опалу.
Так после войны у адмирала возникли разногласия со Сталиным по поводу программы дальнейшего развития ВМФ. Сталин отверг разработанный под руководством Кузнецова десятилетний план военного судостроения, а Кузнецов не согласился с инициативами Сталина. Кроме того, адмирал возражал против разделения Балтийского флота на два самостоятельных флота.
В начале 1947 года Кузнецов был понижен в должности — до начальника Управления военно-морских учебных заведений.
Вскоре Кузнецова и группу его соратников обвинили в передаче секретных данных союзникам во время войны. В ходе рассмотрения дела Кузнецову предлагали оправдаться за счёт того, что он не подписывал соответствующих распоряжений. Однако бывший нарком заявил, что несёт личную ответственность за всё, что происходило в его ведомстве.
Кузнецова признали виновным, но ввиду заслуг не стали применять к нему уголовного наказания. По рекомендации Военной коллегии он был разжалован в контр-адмиралы. Занял пост заместителя главнокомандующего войсками Дальнего Востока по военно-морским силам и командующего 5-м военно-морским флотом на Тихом океане.
В 1951 году его начали вновь повышать в звании — до вице-адмирала — и уже летом того же года ему опять доверили командование всем флотом Советского Союза.
После смерти Сталина и снятия судимости Кузнецову было возвращено звание адмирала, а в 1955 его заменили на более высокое — Адмирал Флота Советского Союза. Он занял должность первого заместителя министра обороны.
Кузнецов за время опалы не изменился. Он продолжал пробивать программу строительства авианосцев, стал инициатором начала работы над проектом первой советской атомной субмарины, говорил о необходимости заниматься созданием крейсеров с ракетным вооружением.
«Я не стану повторять, что лишь разумное и научно обоснованное сочетание различных родов морских сил и классов кораблей может обеспечить выполнение задач, стоящих перед флотами… Мне думается, что не стоит делать крена в сторону „основ основ“ — будь это атомные подводные лодки или ракетные корабли, не следует противопоставлять один класс кораблей другому или отдавать особое предпочтение какому-либо из них. Правильное соотношение всех классов кораблей, исходя из задач, стоящих перед тем или иным флотом, является наиболее разумным решением флотской проблемы».
Николай Кузнецов