Назад к списку

ВАСИЛИЙ ПОДОЙНИЦЫН: паровоз посреди вулканического болота

Как он стал режиссёром мультфильма? Почему стал таким, каким мы его знаем?


Энтузиаст анимации, почитатель Арнольда Шварценеггера, человек, который мог бы работать с детьми, но увлёкся компьютерной графикой. 


Он оформил десятки передач для архангельского телевидения. Дважды в составе творческого коллектива получал телевизионную награду ТЭФИ-регион за работу над просветительскими фильмами. А чтобы делать кино уже в качестве главного автора, а не только дизайнера, объединил своих друзей в коллаборацию «Северный огонь».

Ближний круг считает, что сыграть его в мультфильме мог бы Спанч Боб. По уровню воодушевлённости и трудолюбия эти двое совпадают как никто. К тому же оба сходятся в способности бесстрашно искать приключения и не сдаваться даже перед лицом вулканического апокалипсиса. 

Всё это о режиссёре нашего проекта. 

Как он искал своё место в жизни? Почему стал таким, каким мы его знаем? Читайте его интервью.



МАМА ПРОЧИЛА МНЕ БУДУЩЕЕ ПРОПОВЕДНИКА


Когда я был маленьким, я очень любил поезда. Любил и боялся одновременно. Я трепетал перед мощью локомотивов. Когда поезд подходил к станции, у меня сердце замирало от страха и восторга. Вот такая странная любовь. Поэтому в раннем детстве я мечтал стать машинистом. 

 … А стал паровозом;)

У родителей на мой счёт были странные фантазии. С момента как я поступил в Северодвинскую городскую гимназию №14 с углублённым изучением иностранных языков, родители видели меня в роли будущего министра иностранных дел. 

Не знаю, откуда у них в головах появилась эта американская мечта. Я обычный мальчик, сын художника-оформителя и слесаря-монтажника. Как я могу стать министром иностранных дел, изучая английский лишь на пару часов больше, чем в обычных школах?! Но после 11 класса по разочарованным лицам родителей я понял, что они всерьёз на что-то надеялись.



В старших классах мама решила обуздать мою подростковую и слишком неуёмную, как ей казалось, энергию и приобщала меня к вере! Наблюдая как я покорно хожу на все службы в церковь и соблюдаю христианские традиции, она прочила мне будущее проповедника;) А я просто хотел быть хорошим сыном, не расстраивать маму и получать бонусы за прилежное поведение. 

Мои увлечения рисованием и компьютерной графикой родителями не поддерживались, порой мне и вовсе запрещали садиться за компьютер. 



Я ПОСТУПИЛ НА ФАКУЛЬТЕТ «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ» 


Я окончил школу и ровным счётом ничего не хотел. Даже готовиться к вступительным экзаменам в высшие учебные заведения. Тогда папа отлично меня замотивировал. Помню, дело было на кухне, я завтракал или обедал. Отец подсел ко мне и сказал: 

«Раз ты не хочешь готовиться к поступлению, то давай с тобой разучим армейские песни. Осенью будет призыв и песни в строю тебе очень пригодятся!»

Военный репертуар не меняется из года в год, а в папиной памяти песни хорошо сохранились. И он начал петь! Унылые солдатские песни в его исполнении возымели надо мной такой эффект, что я мигом сел за книги!

Жил я тогда в Северодвинске и решил подать заявление на факультет физики. В местный ВТУЗ. И не просто так! Дело в том, что в качестве вступительного экзамена туда принимали результаты централизованного тестирования. Это первые пробные варианты сегодняшних ОГЭ. У меня был высокий балл по математике и русскому, оставалось лишь сдать один экзамен – физику.

Надо было, конечно, сразу догадаться, что на экзамене факультета физики будет не школьный предмет, а уровень повышенной сложности. Экзамен я благополучно завалил, решив всего два задания из десяти.

Но время на подачу документов в высшие учебные заведения ещё оставалось, а тут как раз старшего брата перевели из художественного педагогического лицея на второй курс факультета «Технологии и предпринимательства» в Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова. Мама посоветовала мне тоже подать документы на этот факультет с расчётом на то, что вслед за братом учиться будет легче. Учили там на педагогов труда и черчения.

Поступить на учителя труда очень легко! Там всегда недобор;)

Несмотря на несерьёзный статус педагога по труду, складывалось впечатление, что нас готовят к очень ответственной миссии на Марс. Нам вкладывали в головы столько разнообразных знаний, что мой мозг, прокаченный гимназией, ни минутки не скучал. Наш факультет студенты называли «Хочу всё знать».

Мало что из этого пригодилось, но в университете меня научили учиться. А как известно, век живи — век учись! Так что университет был полезен.

Плюс я благодарен университету за то, что там я познакомился со своей женой, с которой мы вместе с 2000 года.



Академическое образование я считаю очередным классом в школе жизни. Конечно, много вопросов можно решить и без высшего образования. Но оно полезно, потому что приучает к системности. В работе это очень даже хорошо! В творческой работе тем более.



К ТЕЛУ ШВАРЦЕНЕГГЕРА Я НАЧАЛ ПРИЛЕПЛЯТЬ СВОИ ЛИЦА. СДЕЛАВ ТАКОЕ, УЖЕ НЕ ОСТАНОВИТЬСЯ 


Из всех моих увлечений компьютерная графика зацепила больше всего. Во-первых, здесь не нужно было искать единомышленников.

В школе я часто был вовлечён в креативные эксперименты. В старших классах играл в школьном театре. Мы даже ездили с гастролями в Архангельск.
Когда начал учиться на педагога по труду, у меня были попытки делать театральные постановки. Но факультет располагался на суровой окраине города — в микрорайоне под названием Сульфат. Там в почёте были либо пьянство, либо спорт. Долго пить невозможно, а из спорта мне по душе баскетбол — командная игра. Но и команду было не всегда легко собрать. Поэтому долгими трезвыми студенческими вечерами я увлекал себя графикой. Сидишь сам по себе тихонечко в комнате, рисуешь что-нибудь на компьютере.

…Красота!

Я с детства любил рисовать. Видимо, через рисунки я компенсировал ограниченность окружающего меня мира. Да и сейчас компенсирую;)

К тому же мне нравилось, когда мама, работавшая художником-оформителем, брала домой на доработку всякие макеты для выставок. Дома у нас были сборники шрифтов и разных художественных стилей. На современном языке можно сказать, что она занималась графическим дизайном. Я обожал клеить с мамой всякие домики и одним глазом посматривать в рукописные сборники со шрифтами.


Отправной точкой для работы с компьютерной графикой стала покупка папой компьютера «Пентиум» в 1998 году. Я полгода играл, делая перерывы, только когда глаза окончательно опухали.

Больше всего нравились игры от Blizzard Entertainment. Особенно я был очарован их синематиками. Неизгладимое впечатление оставил на меня вступительный ролик к игре Starcraft Brood War. Эта была та малая искра, которая зажгла копившийся с детства интерес к графике.



А потом я понял, что при помощи компьютерных программ можно делать фотомонтаж. В Photo plus я начал прилеплять свои лица к телу Арнольда Шварценеггера. Сделав такое уже не остановиться;) А тут ещё на рынок и пиратский 3ds Max 2,5 подвезли. В общем всё сложилось как надо!



МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ — ЖИВАЯ ВОДА


Почему я увлёкся мультипликацией?

Волшебный импульс безграничной фантазии мультипликационных миров. Та же причина, по которой дети больше любят мультфильмы, чем детские фильмы или сказки. Та же причина, по которой для меня как для зрителя на сотни плохих фильмов приходится один плохой мультфильм.

Мультфильмы впечатляют, очаровывают, будоражат воображение сильнее большинства фильмов! Это в глобальном смысле. 

А если говорить о том, как я пришёл к мультипликации, занимаясь коммерческой графикой, то тут всё просто. Надоела коммерческая бездушная рутина, которая из тебя вынимает душу и оставляет внутри лишь одну пустоту.

Рисуя мультфильм, ты создаешь новый мир, оживляешь пустоту. Вдыхаешь жизнь в каждую частицу на экране. Ты тратишь на это часть своей жизни, но при этом наполняешься жизнью вдойне. Я испытываю огромное удовлетворение от созидательного труда, причем в процессе, а не после сделанной работы. Для меня мультипликация своего рода живая вода, она делает мою жизнь лучше и счастливее.

Думаю, по схожей причине Хаяо Миядзаки в свои 82 года не успокаивается и не уходит на пенсию.

Люди, которые связывают свою жизнь с мультфильмами, это те люди, которые любят мультфильмы. Плюс, полагаю, что все они мечтатели и фантазёры.

Будучи режиссёром нового короткометражного документального мультфильма «Кузнецов. Лучшие — флоту!», я ощущаю себя исследователем новых миров, первопроходцем или первооткрывателем неизведанного. Мне кажется, что я на совершенно новой планете с нашей командой выполняю колонизаторскую миссию. И мне как руководителю миссии приходится самому всё постигать, изучать, анализировать, пробовать на вкус, чтобы потом сообщить команде что можно есть, а что нельзя.


Быть режиссёром — это значит первым пройти по вулканическому болоту и определить верный безопасный путь. Первым понять, как можно применять диковинные предметы чуждой планеты, чтобы потом дать экипажу инструкцию по их использованию. В общем, я первый кусаю странный светящийся фрукт, первым заглядываю в странное жужжащее отверстие, первым пытаюсь погладить огромное невиданное существо.

Всё это страшно и жутко интересно одновременно! Я получаю от этого огромное удовольствие. И мне крайне приятно находить правильные решения сложных, а порой тупиковых задач, чтобы потом передать опыт моим коллегам. 

Советую всем не бросать свои увлечения, а продолжать заниматься любимым хобби. Пусть это и не определит ваш жизненный путь, но сделает вас определенно счастливее. Ведь это ВАМ НРАВИТСЯ!


/bloghi