Неопубликованная запись
НАЗАР ОНИЩУК: к своей прекрасной гармонии
В нашем мультфильме Назар Онищук озвучивает одну из ключевых ролей: дядю Николая Кузнецова. По сюжету этот герой помогает протагонисту в поисках себя. Он открывает для него мир, где тот может двигаться вперёд и жить в полную силу. Это обстоятельство роднит персонажа и дублирующего его актёра. Известный театральный актёр сегодня переквалифицировался в «тренера по уверенности» и предлагает людям научиться красиво говорить, отыскав в себе искренний драйв, сочное и целостное переживание себя здесь и сейчас. Но как он сам нашёл себя?
ПИПЕЦ, НАЗАР ЮРЬЕВИЧ!
Началось всё класса с пятого, когда мне стало интересно «проявляться», как сейчас говорят, а раньше это называлось выпендриваться.
Тогда уже была мода на хип-хоп, а одежды не было. Да и денег не было, чтобы что-то покупать. Поэтому я надевал штаны наизнанку, сам шил джинсы с какими-то нереальными карманами, выдающимися в пространство. Носил банданы, цепь от носа до уха, расшивал себе клёши, трубы.
Однажды увидел огромную цепь (на таких сторожевых собак держат), открутил её от столба и повесил себе на джинсы. Потом у меня была шикарная ширинка из шпингалетов — пришил к джинсам три штуки.
Мне казалось, это охренительно просто!
И сейчас я от эксцентрики никуда не могу деться. Пока это моё такое взаимоотношение с миром. Моя защита от чужих людей. Если человек захочет пообщаться или прийти ко мне на курсы, но его отпугнёт то, как я выгляжу, значит, он пока не готов.
Я называю это «фейс контроль».
Хотя когда меня позвали вести юбилей родной школы и попросили прийти не в розовеньком костюмчике, то я согласился. Провёл концерт с удовольствием, повспоминал школьные годы.
Помню, в седьмом классе завуч по воспитательной работе в моей 36 школе организовала команду КВН и заявила её на межшкольные соревнования. Я посмотрел одну игру зрителем, а потом пришёл и спросил: «А можно мне туда?».
Команда состояла из старшеклассников, и они очень удивились, когда я появился на прослушивании. Вышел на сцену и заорал. Это было в стиле «Денискиных рассказов» Драгунского. Помните, там главные герои выступают на школьном концерте и кричат: «ПА-ПА У ВА-СИ СИ-ЛЁН В МА-ТЕ-МА-ТИ-КЕ». Я тоже пробил своё стеснение, заорал, и все это оценили. Тут я понял: «Пипец, Назар Юрьевич!». Я что-то ощутил, что мне понравилось.
Мы играли в КВН три года, в команде меня считали «тайным оружием». В итоге мы стали чемпионами, и ребята старшие поехали на Сочинский фестиваль. Спустя лет 15 и я там оказался, но уже со сборной «Поморы».
С «Поморами» на телек пробрались, что вообще неожиданно было.
Ну а школьная команда КВН распалась: старшие ребята выпустились, а новый состав не набрался. Я стал искать, чем бы мне ещё заняться.
НОРМАЛЬНЫЕ ЛЮДИ В АКТЁРЫ НЕ ИДУТ
Я узнал, что друг моего брата ходит в театр какой-то. У них как раз закончился набор, но ещё можно было приехать, и я приехал. Это оказался театр Панова, «Студия 2000». Там было много молодых ребят, такое сборище странных людей: странно мыслящих, странно одевающихся.
С нами занимались старшие артисты театра: Наталья Викторовна Малевинская, Панов Виктор Петрович. У нас была пластика, движение, тренинг по актёрскому мастерству, упражнения всяческие на развитие странных штук, странных чувствилищ. Я вообще не понимал тогда, к чему бы это, но было прикольно.
Панов всё выбивал целевой курс. Это когда ты работаешь в своём театре, но на сессии выезжаешь в Петербург, и там получаешь знания и сдаёшь экзамены. После школы я ждал его 3 года. Я знал, что он будет, но для мамы поступал то в музыкальное училище, то в педучилище. В колледж культуры целых два месяца походил. Но всё равно был в театре, занимался театром и получал какие-то деньги уже небольшие — работал актёром сначала вспомогательного состава, потом повыше.
Панову Виктору Петровичу огромный респект. Он в меня много вложил. Наверное, большую часть того, что я есть сейчас, сформировал он.
У Панова есть прекрасное правило не мешать молодёжи развиваться. Если ты что-то хотел сделать в театре, ты это брал и делал. Это было очень хорошо. Ты даже мог бюджет минимальный на реквизит получить. И мы делали концерты, акции авангардические. На 8 марта, помню, надели юбки и ходили с плакатом «МУЖИКИ КОЗЛЫ».
Был прецедент однажды с Арсением Трофим. Вообще семейство Трофим богато на талантливых творческих детей: Олег снял первый российский кинокомикс «Майор Гром». Арсений стал музыкантом пианистом, импровизатором. И вот с Арсением мы тусили в клубе и за ночь придумали интерактивный концерт. С утра обзвонили знакомых, всё организовали. Вечером вышли к полному залу Молодёжного театра и представили доселе невиданную штуку.
Спектакль «Ромео и Джульетта»
Поводов сомневаться в своём выборе не было. Были мысли о том, а имею ли я право со сцены вот так говорить, а хорошо ли то, что я делаю. Но в самом театре я не сомневался, потому сразу получил подтверждение от зрителей и всех процессов.
У меня был офигительный уровень в театре, была узнаваемость, был апломб. Я входил в любую компанию и ко мне проявляли авансовое внимание, потому что я актёр Молодёжного театра. До сих пор ещё это расхлёбываю. В хорошем, в хорошем смысле.
Университетское образование со всей теорией, с фехтованием, акробатикой, основами балета, сольфеджио (не пойму, как я его вообще сдал) далось мне легко, и я получил красный диплом.
Спектакль «Не любо - не слушай»
Но когда сейчас кто-то ко мне приходит из детей и говорит, что хочет в актёры, я отвечаю: «Если можешь не ходить в артисты — не ходи!». Нескольких человек я отвернул от этого пути и считаю это своим достижением, и родители мне несказанно благодарны за это. Потому что нормальные люди в актёры не идут.
Ну какой человек может идти за вниманием других людей и в этом видеть суть своего бытия? Человек недолюбленный, недоглаженный. Это мое теперешнее убеждение, если это кого-то обижает, прошу прощения, но сейчас я думаю так.
ОДИНОЧЕСТВО НЕИЗБЕЖНО
В театре Панова я работал с 2000 по 2012 год. Потом уехал в Петербург. Уехал за женщиной, за женой будущей. Она закончила университет и хотела продолжать учиться, а здесь было негде. Так что я изначально ехал в Питер не для того, чтобы его покорять, а потому что мог. Не застраивался ни на какие победы. Рассчитывал радоваться тому, что получается.
Моё мерило — это моё внутреннее состояние. И в Питере мне было прикольно, даже иногда счастливо.
Я вёл коммерческие мероприятия, играл в трёх разных театрах. За спектакль «Двенадцатая ночь» в театре Малышевского был номинирован на высшую театральную премию Петербурга «Золотой софит». Снимался в кино. Боже мой, кино — это, конечно, отвратительно. Я имею ввиду то кино, в котором я снимался. Правда, один день работал у Балабанова, в его последнем фильме. Стоял там за вешалкой две секунды, но видел, видел вживую, как работал Балабанов на своём излёте.
«Я тоже хочу», фильм Алексея Балабанова, 2012 год
Если бы я хотел, я бы продолжил сниматься и играть в театре, но переезд обратно в Архангельск обрубил мою карьеру. Мы с супругой развелись и достаточно болезненно развелись, поэтому я себя в Питере не представлял и вернулся. Приехал и попросился снова к Панову. Меня не взяли.
Годик погрустил. Но всё могло быть намного хуже, как например, у Сергея Чуркина, актёра Драмтеатра. С ним не продлили договор, и его за год просто не стало, потому что он не мыслил, не понимал себя без сцены.
Меня театр отпустил, и я его отпустил, слава богу. Разобрался и собрался снова. Начал заниматься преподаванием и, всё больше и больше погружаясь, понял там свою силу, понял, что это тоже сцена, и там тоже можно реализоваться в своей выразительности.
Я, конечно, и сам молодец, но ещё и судьбе за это благодарен.
В этом году в посте на свой день рождения написал, что никогда ещё не был так доволен жизнью как теперь. Я прихожу к своей прекрасной гармонии, к своему прекрасному одиночеству, как бы страшно это ни звучало.
Лет семь назад, когда я ещё был Питере, то наметил такую импровизационную сетку своего внутреннего развития и точки, в которых хочу чего-то достичь. Одиночество — это тот пунктик, который я не мог пропустить. Всегда думал о том, как быть интересным самому себе. И в теории-то я понимал, что это хорошо, что мне туда, а на практике я смог это воплотить только сейчас.
В свой день рождения сходил в спа, в ресторан очень вкусный, даже в театр сходил. Не был там лет пять. И от всего этого я получил удовольствие в одиночестве. Не знаю, насколько это было искренним и честным, но то, что мне было комфортно — это факт.
В общем, одиночество — это неизбежность, через которую я должен пройти.
ТРЕНЕР ПО УВЕРЕННОСТИ
Я переквалифицировался и сейчас называю себя «тренер по уверенности». Оригинально звучит и отвечает на запрос тех, кто ко мне приходит: люди, которым для того, чтобы освоить ораторское искусство, не хватает уверенности.
Если я вижу, что человеку сложно, я посылаю его к психологу. Говорю: «Давай добьём психологическими консультациями». Советую своего любимого Ваню Варганова, который и меня пару раз приводил в порядок. Ты годик ходишь-ходишь, страдаешь-страдаешь, потом приходишь к нему, и он за 20 минут тебя раскидывает как резинового слоника, и ты такой: «А-а-а!!!».
Что касается моих тренингов, то я выработал свою систему, она прекрасна, я ей горжусь. Она называется «Система навыков уверенности Назара Онищука». Принцип взял у Мейерхольда.
В основе простые физические действия: замедлять речь, шире открывать рот, махать ручками и смотреть в глаза собеседнику. Всё! И это я продаю за большие деньги. Потому что легко рассказать, а изменить чьё-то речевое поведение — это несколько дольше, чем один раз.
Театральный опыт я использую по части раскрепощения, кривляния. Но это театр, который ведёт к настоящему человеку. Моя цель — это настоящий человек и его счастье.
Ты можешь прожить свою жизнь грустненьким, можешь попробовать быть счастливым. Так вот быть грустненьким — это самый простой вариант. А ты вот попробуй быть счастливым. Это посложнее, но гораздо интереснее.
P.S Мы делаем анимационный фильм о детстве Николая Кузнецова. Следите за проектом в вк-сообществе: https://vk.com/northernfire
/bloghi