Неопубликованная запись
НАДЕЖДА СТАРИЦЫНА: портрет художницы мультфильма
Художница нашего мультфильма считает себя самозванкой. Но так ли это на самом деле?
Если вы загуглите Надежду Старицыну — художницу нашего мультфильма, то скорее всего найдёте в сети фрагменты о том, что родилась она в селе Кречетово Каргопольского района, в 15 лет переехала в Архангельск, а потом отправилась в Санкт-Петербург, чтобы учиться на факультете изобразительных искусств в РГПУ им. Герцена. Сегодня многие знают её по серии популярных открыток со старыми деревянными домами.
Однако этот портрет Нади выполнен слишком «широкими мазками».
Чтобы раскрыть важные сюжетные повороты её жизни, обозначить значимые фигуры в судьбе, и тем самым ещё раз прикоснуться к теме предназначения, мы взяли у неё интервью.
Надя сотрудничает со студией дизайна 42, фотографирует, занимается иллюстрацией, находится в самом центре архангельского круга, объединяющего концептуальных видеохудожников, шрифтовиков, графиков. Про себя говорит, что она самозванка, а не художница.
Почему при таком скептическом отношении к своему статусу Надя согласилась рисовать мультфильм?
ВОКРУГ МЕНЯ НЕ БЫЛО РИСУЮЩИХ ЛЮДЕЙ
В детстве я хотела быть балериной. Когда стала старше — художником-оформителем. Какое наслаждением придумывать и рисовать школьные стенгазеты!
Ещё хотела быть дизайнером интерьера. Тогда я рисовала какие-то совершенно дурацкие интерьеры, например исключительно в красно-белой гамме. У здорового человека в таком жилье сразу бы начался приступ эпилепсии. Любовь к интерьерам, впрочем, до сих пор со мной)
Вокруг меня не было рисующих людей.
Рисование пришло как-то само. Точно помню момент, как в первом классе однокласснице её мама нарисовала красивую русалку, и я вечером пришла к своей с просьбой изобразить мне такую же. Мама сказала честно: «Дочь, с рисованием это не ко мне, я совсем не умею». Тогда я решила, что буду пробовать сама.
Помню, как ещё до школы рисовала дев в сарафанах с коромыслами, планету огромных мухоморов, котов. Сейчас было бы любопытно глянуть, но это добро не хранилось. Поэтому сама бережно складываю в папочку рисунки ребёнка, хоть там из сюжетов только одна сантехника.
Первое образование было техническое — связист. Ещё на первом курсе я поняла, что это вообще не то. Со второго курса собиралась уходить, но меня отговорили. Мол, жалко же — ещё полтора года и диплом в кармане. Я доучилась, но это была бесполезная трата времени и сил. Жалею ужасно, хоть там у меня и были хорошие друзья.
Моя мораль: не нравится — не теряй время, займись тем, что действительно твоё.
ЛЮБОВЬ НАВСЕГДА
Перед поступлением на факультет изобразительных искусств сомнений не было совсем.
Во-первых, это же прекрасный Питер!
Меня первый раз родители отвезли туда классе в шестом. До этого я вообще нигде не была. Представьте, вот прямо из деревни и сразу на Невский, минуя средней величины города. И я стояла совершенно оглушенная, только пялилась. А потом ещё Эрмитажем меня окончательно добили! Всё, любовь навсегда.
Во-вторых, я же буду заниматься тем, что действительно нравится, а не схемы паять.
Ну, и в третьих, (а, возможно, это и самый главный пункт) в Питере у меня была любимая троюродная сестра. Она была рада, что я поступила учиться в её город, и предложила жить у неё.
Город «присваивала» себе, гуляя по центру. Просто разглядывала, запоминала. Восхищалась стойкостью местных художников, которые даже зимой, наплевав на знаменитую питерскую погоду, стояли на Мойке и писали картины.
Обязательно ходила на рок-концерты. И вот тут моя троюродная сестра Лена рисовала мне на всякий случай схемку как добраться: где удобнее сделать пересадку, куда повернуть. Мне, уже взрослой самостоятельной девице, она обязательно проговаривала: «Вот тут переходишь по светофору!». У меня на душе теплело. И мне даже помогали эти схемы на бумажках, учитывая мой топографический кретинизм.
В большом городе я чувствовала себя очень даже органично. Сестра предлагала мне подумать о переезде, но в Архангельске у меня случился будущий муж, который категорически отказывался уезжать из нашего города.
Если бы я училась очно, возможно бы и взгрустнула, что пришлось вернуться. Но я постоянно моталась из Архангельска в Питер, и поэтому заламываний рук и восклицаний «о боже, снова в наше болото» — нет, такого не было.
И по поводу того, что в столичных городах живут люди с другим мышлением, и они придумывают всякие продвинутые вещи, не знаю…
10 лет назад я не заметила какой-то разницы между моим мышлением и и мышлением одногруппников. Почти все были местные, из Петербурга. Думаю, дело не в месте жительства, а в человеке.
НЕ ХУДОЖНИК
Назвать Архангельск своим городом не могу.
А вот саму Архангельскую область — да. Тут столько всего: Кенозерский парк, Малые Корелы, самые красивые деревни, белые ночи и Белое море! И люди тут честные талантливые и добрые. По крайней мере, мне такие попадаются.
Правда, когда сейчас в Архангельске сносят и сжигают деревяшки, расстраиваюсь по этому поводу, пытаюсь что-то сфотографировать, что-то зарисовать. И получается так, что люди начинают следить за этими работами.
Были выставки, стали продаваться открытки с моими деревяшечками. Далеко не одна я, выходит, люблю такую архитектуру.
Каждый дом уникальный. Тут шпросы у окна необычно сделаны, здесь балкон с балясинами, а там вообще бельишко без всякого стеснения сушится во дворе просто так, по-деревенски.
У меня до сих пор не поворачивается язык, сказать про себя, что я художник. На жизнь я зарабатываю дизайном и фотографией. Даже студии у меня нет — рисую дома. Поэтому с любимым маслом, например, после рождения ребёнка вообще пришлось завязать — домашние обдышатся растворителя, ребёнок вместе с кошкой разнесут на хвосте краску (такое уже было). А художники же постоянно на пленэрах и в студиях — творят.
В общем, когда у меня в рамках выставки в Марфином доме проходила творческая встреча, от которой я не смогла отбрыкаться, я внутрне сжималась от ужаса: «Кто все эти люди, что пришли? Сейчас они поймут, что я самозванка, а не художник!»
Я скорее иллюстратор. У меня даже в трудовой так написано было: «Дизайнер-иллюстратор». И я целенаправленно шла заниматься дизайном в студию 42. Там я, кстати, поняла, что вообще ничего не умею) Так что образование образованием, но всё приходит на практике.
Тут большое спасибо Вите Тяпкову и Маше Балашёвой. Они поднатаскали и научили. И, кстати, все остальные в студии умели рисовать.
Дизайнеры вообще прекрасно относятся к художникам. Тот же самый Витя Тяпков в Открытой мастерской графики в свою команду собрал больше художников, чем дизайнеров. А чего разделяться?! Можно прекрасно дополнять друг друга. Одну цель преследуем — сделать этот мир немного красивее!
МУЛЬТИВДОХНОВЕНИЕ
Быть художником мультфильма почётно и волнительно. И я никогда не смотрела столько Миядзаки в поисках вдохновения.
Ещё меня, наверное, как и всех, вдохновляет и перезагружает природа и путешествия. Музыка. Без фоновой музыки вообще не работается. В летний лес ещё хорошо уйти с мхами и папоротниками. Деревянное зодчество подпитывает энергией.
Ещё творческие фотосессии обожаю продумывать и снимать. Сразу начинают одна за другой возникать идеи. Да даже банально залезть в пинтерест, поглядеть, что красивого другие делают.
Сон еще отлично помогает, но не восьмичасовой, а чтоб часов на 12 просто отрубиться.
Ну и коты с детьми, конечно. Куда без них)
За мультфильм я взялась сразу по нескольким причинам. Во-первых, я обожаю мультфильмы! Даже без ребёнка с удовольствием смотрю. И быть причастным к созданию мультфильма невероятно круто.
Во-вторых, меня пригласил Василий Подойницын. Мы с ним уже сотрудничали, и мне очень понравилось работать с ним. У Василия большой опыт, и браться под его началом за такие проекты значит прокачать навыки и узнать много нового.
В третьих, мне очень симпатичен главный герой мультфильма — сильный, волевой, цельный. Пусть я до проекта не так подробно знала биографию Кузнецова, но школьной программы и рассказов мамы (она учитель истории), когда мы прогуливались мимо памятника Николаю Герасимовичу, вполне хватило, чтобы преисполниться уважением к этому человеку.